Творческое направлениеМастер класс1. Введение Здравствуйте уважаемые участники форума, рады приветствовать вас в нашем творческом направлении. Сегодня мы с вами поработаем над развитием навыков театрального мастерства, поработаем над вашим воображением, свободой мышц, артикуляцией.
Зачем, спросите вы? Упражнения, которые мы будем выполнять помогают развить память, внимание, воображение и фантазию; умение слушать и слышать, владеть элементарными навыками пластики тела. Т.к. во времени мы ограничены, предлагаем начать.
А начнем мы со знакомства.
2. Упражнение «Запоминание имен» Цель упражнения: для раскрепощения, тренируется память, внимание.
Все участники становятся в круг. Придумывается ситуация. Например, все вместе идут в поход и каждый должен взять с собой вещь, название которой начинается на ту же букву, что и его имя и по очереди это сообщает. Первый человек говорит: «Меня зовут Вася, и я беру с собой валенки».
3. Упражнение на развитие воображения «Предлагаемые обстоятельства»Цель упражнения: для раскрепощения, для развития воображения, способности подстраиваться и ориентироваться в различных ситуациях.
Участники встают в круг, начинают движение по кругу, в это время озвучивается ситуация которую ребята должны представить и изобразить как можно реалистичнее.
- небольшой ветер
- ветер с песком
- ветер усиливается, но надо идти
- очень сильный ветер, надо идти
- почти ураган, надо идти
- ветер идет порывами, рывок за рывком, идти, обязательно идти
- ветер стих
- летний дождик начинает капать
- дождь усиливается, а температура понижается
- ливень и холодно, начинается град, ребята. Пока не большой
- вода застывает, и вы по льду идете (вспоминайте ощущения, как вы ходите по льду)
- отменяем холод, пол начинает нагреваться, разогревается, немного горячий (стулья стены еще горячее)
- пол еще больше разогревается, еще больше, как сковорода
- все остывает, остывает.
4. Упражнение на мышечную свободу (7 мин)Цель упражнений: снять излишнее напряжение с мышц рук, ног, шейно-плечевого отдела, позвоночника и подготовить тело к дальнейшим упражнениям по дыханию и голосообразованию.
Часто перед выступлением человек испытывает волнение, непроизвольно напрягаются мышцы тела. Есть простые упражнения, которые помогают очень быстро это напряжение снять.
Стопы параллельны, ягодицы подтянуты, руки свободны, плечи опущены, взгляд на уровне глаз, потянули руки вверх, напрягайте все мышцы тела от кончиков пальцев до пяток. Почувствуйте напряжение. Зафиксируйте это положение, затем расслабитесь постепенно – кисти, локти, плечи, позвоночник. Тело опускаете вниз, как будто перегнулись через перекладину, самая высокая точка – копчик. Не демонстрируйте, делайте это с удовольствием, ощутите мышцы своего тела. Теперь поднимаемся обратно, медленно собираем позвонок за позвонком.
Потягивание вверх за воображаемым предметом, ухватили, расслабили мышцы.
Или сжали руку в кулак что есть сил, напрягли все группы мышц, расслабили.
5. Упражнение «Артикуляционная гимнастика»Цель упражнения: расслабление и разогрев лицевых мышц, резонансные ощущения, произношение звуков.
Каждый человек должен уметь управлять своим речевым аппаратом, то есть владеть мышцами, которые приводят в движение язык, губы, челюсти и разрабатывают мягкое небо. Эти навыки можно развить, усовершенствовать так, же как мы разрабатываем мышцы рук и ног во время спортивных занятий.
5.1 «Вибрационный массаж»Мягким постукиванием пальцев рук пробудите резонаторные зоны:
- лоб – (М),
- гайморовы пазухи – (М, Н, Л, Р)
- верхняя губа – (В)
- нижняя губа – (З)
- грудная клетка – (М)
- спина – (М)
Почувствуйте и зафиксируйте вибрации в одной зоне, только после этого переходите к проверке другой зоны.
5.2 Разработка губ(каждое упражнение повторять несколько раз):
1. Губы соединены и вытянуты вперед – «трубочка» (зубы сжаты).
Удерживать такое положение, затем расслабить.
2. Губы растянуты в улыбку. Удерживать такое положение, затем расслабить.
3. Чередовать упражнения 1 и 2.
4. Верхняя губа поднимается и открывает верхние зубы, затем опускается (представьте, что губу тянут за невидимые ниточки).
5. Нижняя губа опускается и открывает нижние зубы, затем поднимается.
6. Чередовать упражнения 4 и 5.
7. Губы в положении «трубочка» (обе губы вытянуты вперед) двигаются вверх, вниз, вправо, влево (челюсти неподвижны, зубы сомкнуты):
а) фиксировать 4 точки; б) движение по кругу плавное и медленное.
8. Губы из положения «трубочка» скользят по зубам в стороны, открывая их, растягиваются в широкую улыбку и вновь складываются в «трубочку».
5.3 Разработка языка(каждое упражнение повторять несколько раз):
1. Язык вытянуть «иголочкой» (языку придается заостренная форма).
Следите, чтобы нижняя часть языка не касалась нижней губы и зубов.
2. Расслабленный язык положить на нижнюю губу «лопаточкой»
(языку придается плоская, широкая форма).
3. Чередовать упражнения 1 и 2, удерживая на время каждую позицию.
4. Язык «иголочкой» энергично и коротко (как укол) двигать поочередно вверх,
вниз (касаясь губ), вправо, влево (касаясь уголков рта).
5. Язык «иголочкой» касается попеременно внутренней стороны правой и левой щек – «уколы». При этом губы могут быть как открыты, так и закрыты. Зубы открыты. Челюсти неподвижны.
6. Язык «иголочкой» касается верхних и нижних альвеол (небольшие бугорки над верхними и под нижними зубами).
7. Чередовать упражнения 5 и 6.
8. Язык сложить «трубочкой» и двигать вперед-назад.
9. Сделать язык «чашечкой» (кончик языка поднят, края языка приподняты) сначала перед губами, затем углубить до середины рта.
10. Язык «горкой» (кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу – выгибается дугой).
11. Поднять кончик языка вверх к небу – «зонтик»; удерживать, затем расслабить.
6. Итог