Автор: Веселкова Н.И. наставник клуба «Вжухман» БП Забайкальск.
Целевая аудитория: подростки 14-16 лет
Количество участников: 10-15 человек
Продолжительность: 3-3,5часа, в зависимости от количества человек.
Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в практическую деятельность на тренинге.
Ожидаемые результаты:
В ходе тренинга каждый участник сможет проанализировать свои качества и выявить те из них, которые хотелось бы развивать; с помощью тренера подберёт необходимое упражнение для развития одного из своих качеств и выполнит это упражнение, сделав тем самым первый шаг в реализации поставленной цели.
Материально-техническое обеспечение: карточки с чистоговорками, стаканы с водой и краски по количеству участников, релаксационная музыка, ватман или доска, бумага, ручки для индивидуальной работы.
Сценарный ход:
- Адаптационный этап. Мотивация к работе, актуализация проблемы.
- Мозговой штурм. Качества лидера.
- Самоанализ. Чего мне не хватает.
- Подготовка. Индивидуальная работа с тренером.
- Практическая часть. Работа с поддержкой группы.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Сценарий тренинга:
- Адаптационный этап. Мотивация к работе, актуализация проблемы (10 минут).
Приветствие.
Упражнение «Импульс». Цель: сонастрой на работу.
Садимся в круг, передаём импульс по цепочке. Настраиваемся на совместную работу.
Упражнение «Чистоговорки». Цель: раскрепощение. Снятие напряжения. Тренировка речи.
Каждый участник вытягивает чистоговорку. На подготовку минута. Читаем по кругу. Один читает – остальные повторяют.
- Мозговой штурм. Качества лидера. (15 минут)
Сегодня мы будем говорить о лидерстве и качествах лидера. Обсудим некоторые вопросы:
Кто такой ЛИДЕР?
Может ли в одной команде быть несколько лидеров? Чем это грозит коллективу?
Может ли быть так, что в коллективе совсем нет лидера? Чем это грозит коллективу?
Может ли быть так, что каждый человек в коллективе – лидер? Все ли хотят быть лидерами?
В нашей компании собрались ребята, которые все хотят быть лидерами. В условиях одной команды это невозможно. Но после нашего тренинга вы разойдётесь по разным классам, будете попадать в разные коллективы и качества, приобретённые на тренинге, вам обязательно пригодятся для того, чтобы стать лидерами там, где вы захотите.
Так какой же он, лидер? Какими качествами он обладает?
(Участники тренинга выводят свою «формулу лидера» - список необходимых качеств, которые фиксируются на доске)
- Самоанализ. Чего мне не хватает. (30 минут)
Сейчас вы погрузитесь в честную индивидуальную работу. Вам необходимо проанализировать собственную личность на наличие и степень выраженности всех тех качеств, которые мы вывели в «Формулу лидера».
Для более объективной оценки попросите так же проанализировать вас нескольких человек извне. Вы можете написать или позвонить другу, маме, учителю, спросить кого-то из группы.
Итогом вашей работы должно стать ваше решение – какое качество у вас развито хуже всего, над чем вы будете работать сегодня. Важно! Вы выбираете именно самое слабое свое качество.
Когда все готовы, собираемся в круг.
Упражнение «Капельки». Цель: Снятие эмоционального напряжения, расслабление, фиксация на стремлении к успеху. (На фоне играет релаксационная музыка)
У каждого из вас стакан с водой и краски. Выберите свой любимый цвет. Возьмите капельку краски и капните её в воду. Наблюдайте, как цвет расплывается, какие красивые разводы получаются. Расслабьтесь. Слушайте музыку и наблюдайте за краской. При желании можете добавить ещё несколько капель. Точно так же, как из одной капли вырастают красивые разводы в вашем стакане, от одного упражнения, выполненного сегодня, вырастет целое дерево в вашей душе – дерево вашего лидерства. Не бойтесь идти в свои слабости. Именно там кроется самый мощный ваш потенциал.
- Подготовка. Индивидуальная работа с тренером. (30 минут)
Продолжаем индивидуальную работу. Вы выбрали одно, самое слабое ваше качество. Сегодня у вас будет шанс сделать его сильнее. Сейчас вам нужно решить, как вы будете прокачивать вашу слабость. Что именно вы можете сделать здесь и сейчас, чтобы потренировать именно это качество. У вас будет 30 минут – подготовьте всё необходимое. Можно советоваться с тренером, как именно вы можете проявить то или иное качество сегодня.
Например, если бы в нашем списке было утверждение, что лидер должен обязательно уметь хорошо петь. А я не пою вообще никак. То именно сегодня здесь и сейчас я должна начать учиться петь. Что я могу для этого сделать? Готовиться в течение 30 минут, разучивать самую простую песенку, подобрать музыкальное сопровождение. И в конце выйти на сцену и спеть!
Важно! Знайте, когда в заключение нашего тренинга вы будете выступать перед нашей группой, задача группы – максимально поддержать участника, дать ему положительную обратную связь.
- Практическая часть. Работа с поддержкой группы (30-60 минут).
Каждый участник по очереди выступает перед группой, выполняя упражнение для тренировки своего слабого качества. Группа и тренер поддерживают, помогают, дают обратную связь.
- Рефлексия. Подведение итогов (15 минут).
Итак. Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы проделали большую работу и каждый из вас достоин аплодисментов.
Упражнение «Аплодисменты» Цель: снятие напряжения.
Начинаем аплодисменты. Их сила будет зависеть от того, как высоко я поднимаю руку. Чем выше рука, тем громче вы хлопаете, чем ниже – тем тише. (Тренер играет со звуком поднимая и отпуская руку, словно регулирует громкость микшером)
Упражнение «Я хочу сказать» Цель: рефлексия полученного опыта, обратная связь тренеру.
Участники тренинга по очереди высказываются о полученных эмоциях, анализируют насколько трудно им было, было ли полезно. Важно, чтобы ни у кого не осталось неприятных ощущений.
Упражнение «Вдох-Выдох» Цель: завершение занятия.
Встали в круг. Потянулись вверх – вдох. Вниз руки отпустили, наклонились – выдох. Всем спасибо. До свидания.
Методические рекомендации:
Данный тренинг должен проводиться в группе ребят, хорошо знающих друг друга. Не рекомендуется проводить тренинг в группе, работающей впервые. Это должно быть минимум третье занятие в цикле. Так как требует от ребят выхода из зоны комфорта. То есть дети должны быть уверены, что над их слабостями не станут смеяться, а они совершенно точно получат поддержку и понимание.
Мы не даём готовую «формулу лидера», участники тренинга должны сами выбрать те качества, которые они посчитают нужными. Тренер участвует в обсуждении, но не навязывает своё мнение.
В процессе самоанализа собственных качеств участниками тренинга тренер может предложить ребятам некоторые диагностические материалы из своей коллекции.
В ходе индивидуальной работы по подготовке к выступлению перед группой важную роль играет тренер, подсказывает наиболее подходящие варианты прокачки того или иного качества. Для этого заранее следует подготовиться, предположительно какие материалы могут понадобиться, какие упражнения вы можете предложить тому или иному участнику.
В том случае, если тренер не уверен в своих силах, недостаточно хорошо знает участников, не может быть уверен в их реакциях или группа собралась впервые, стоит провести данный тренинг с опорой на сильные стороны личности каждого участника. То есть в индивидуальной работе, участники не идут в свои слабые качества, а наоборот выбирают самое сильное и демонстрируют его. В таком случае мы говорим о том, что сильные качества нашей личности являются прочным фундаментом для выстроения всех остальных качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным лидером.
Так же тренинг можно провести в два этапа, на первом выстроить фундамент из сильных качеств, а на втором этапе в этой же группе поработать над слабыми.